• Музей работает с 10.00 до 18.00 без выходных.
  • 8 (423) 221-24-77
  • г. Владивосток, ул. Сахалинская, 2а

ГАЗ-12 (ЗИМ) (1950—1959)

Вместимость: 6 человек

Габариты (длина, ширина, высота), мм: 5800 x 1760 x 1630

Тип двигателя, объём: 6-цилиндровый, 3485 см3

Мощность двигателя: 95 л. с.

Расход топлива: 18.5 л / 100 км

Максимальная скорость: 125 км/ч

Разрыв между потребительскими свойствами «Москвича-400» и «Победы» был довольно велик. Нужен был автомобиль промежуточного класса, но такая модель в конце 40-х годов даже не планировалась. Напротив, Горьковский автозавод в 1948 году получил задание на разработку шестиместной машины преимущественно служебного пользования, которая заняла бы положение между «Победой» и ЗиС-110. Сроки были как всегда жёсткими — 29 месяцев.

В конце 1948 года на трассах под Горьким встречались странные, невзрачно-серые автомобили с надписью «проба». На первый взгляд их принимали за «победу», но при внимательном рассмотрении обнаруживалось, что машина примерно на метр длиннее и окон у неё не два с каждой стороны, а три. Так конструкторы ГАЗа, разрезав поперёк кузов «победы» и удлинив его за счёт вставки, сделали ходовой макет ещё не спроектированного автомобиля «среднего класса», чтобы произвести испытания. Работы над машиной собственной конструкции инженеры во главе с Андреем Александровичем Липгартом вели на свой страх и риск: заместитель министра автомобильной промышленности В. А. Гарбузов довольно активно пропагандировал не создание собственных конструкций, а копирование автомобилей с западных образцов. В частности, он предлагал скопировать первый в стране автомобиль среднего класса с американского «Бьюика».

В 1950 году ГАЗ-12 (ЗИМ) был поставлен на конвейер автозавода в Горьком. Автомобиль получил высокую оценку, а её конструкторы А. А. Липгарт и Н. А. Юшманов были отмечены Государственной премией за 1950 год. Использование несущего кузова позволило сделать массу автомобиля весьма низкой (1930 кг). ЗИМы продавали государственным учреждениям, таксомоторным паркам и населению (по цене 40 тысяч рублей до 1961года). В качестве двигателя использовался форсированный вариант шестицилиндрового ГАЗ-51. Помимо ГАЗ-12 с закрытым кузовом был разработан серийно не выпускавшийся кабриолет (ГАЗ-12А, опытные образцы 1948-1950 годов) и автомобиль «скорой помощи» ГАЗ-12Б.