• Музей работает с 10.00 до 18.00 без выходных.
  • 8 (423) 221-24-77
  • г. Владивосток, ул. Сахалинская, 2а

ГАЗ-ААА (1934—1943)

Грузоподъёмность: 2000 кг

Габариты (длина, ширина, высота), мм: 5335 Х 2040 Х 1970

Тип двигателя, объём: 4-х цилиндровый, 3285 см3

Мощность двигателя: 40 л. с.

Расход топлива: 25 л / 100 км

Максимальная скорость: 65 км/ч

В начале 30-х годов Красной Армии понадобились грузовики повышенной проходимости. Первоначально планировалось выпускать грузовики на полугусеничном ходу, но конструкции заводов ГАЗ и ЗиС получались неудачными. Тогда конструкторский коллектив НАТИ во главе с А. А. Липгартом разработал конструкцию трёхосного грузовика ГАЗ-ААА на основе серийного ГАЗ-АА. Замена заднего ведущего моста двухосной тележкой позволяла резко повысить проходимость.

Первой серийной трёхоской стал ярославский ЯГ-10 грузоподъёмностью 8 тонн, за ним на конвейер в 1933 г. встал московский ЗиС-6 грузоподъёмностью 4 тонны. Самым последним на конвейер поставили ГАЗ-ААА грузоподъёмностью в 2 тонны. Грузовик базировался на узлах уже освоенной полуторки, и поэтому был самым массовым. Мощность двигателя ровнялась 50 л.с. Расход топлива у трёхоски был равен 27 л / 100 км.

Сколь бы дешевым не было производство трехосных модификаций грузовиков, их проходимость оказывалась недостаточной с точки зрения военных. Начавшаяся Великая Отечественная подчеркнула этот тезис. Ещё до войны конструкторы многих стран пытались построить грузовик с приводом на переднюю ось. Впервые в СССР полноприводный грузовик построили в 1941 году (ЗиС-32). Тогда же Горьковский автозавод разработал полноприводный трёхосный ГАЗ-33 — дальнейшее развитие ГАЗ-ААА, но из-за войны производство грузовиков по этой схеме было налажено только в 1946 году. ГАЗ-ААА был снят с производства в 1943 году.
В Красной армии трёхоски использовались в основном как средства транспортировки орудий. Большинство из них погибло уже в первые месяцы войны, к концу Великой Отечественной остались в основном только полевые авторемонтные мастерские (ПАРМ).

В 1991 году мы получили письмо от жителя села Амгу, что в 750 км к Северу от Владивостока. Филипп Леонтьевич Чернышев писал, что у него «есть автомашина ГАЗ-ААА, что она немного поржавела, но для музея пойдет». Оказалось, что эта машина после боевых действий в 1945 году морским путем попала в село Амгу для обслуживания маяка. В 1956 году автомобиль заглох в болоте на окраине села и простоял в нем 36 лет. В 1992 году мы по зимнику привезли для Филиппа Леонтьевича в обмен грузовик ГАЗ–52 и забрали этот чудо-экспонат.
После реставрации этот единственный сохранившийся экземпляр 15 лет является экспонатом нашего музея.